Главная » Экономика » Россия обыграла США в битве за хлеб

Россия обыграла США в битве за хлеб


Рекордный урожай пшеницы в России вызвал панику в США. Американские фермеры бьют тревогу, поскольку резкий наплыв российского зерна привел к падению цен на него. Впрочем, как полагают эксперты, радоваться нашим аграриям еще рано — нехватка хранилищ и дефицит перерабатывающих мощностей грозят привести к тому, что отечественная пшеница останется невостребованной на мировом рынке.


Фото: agrihol.com

Россия отобрала у США первое место по производству и поставкам пшеницы на внешний рынок. В этом году урожай этой зерновой культуры в нашей стране обещает превысить 83 млн тонн. Урожай американской пшеницы, напротив, снижается. Как подсчитал минсельхоз США, ее доля в мировом экспорте в настоящее время не превышает 15%, тогда как еще десятилетие назад она достигала 50%.

Причинами падения производства зерна в Штатах стали погодные явления — засуха, тайфуны, резкие перепады температуры. Российских аграриев последние годы погода также не баловала изобилием погожих дней. Тем не менее за пять лет урожайность пшеницы в России увеличилась на 70%. По этому показателю в этом сезоне наши сельскохозяйственные предприятия в два раза обгонят американских фермеров.

Между тем рекордные сборы пшеницы в нашей стране привели к падению мировых цен на зерно. С июля — начала сбора урожая в России — стоимость злаковой культуры в Чикагской торговой палате снизилась на 25%. Более того, США пришлось закрыть торговое представительство Пшеничной ассоциации в Египте, крупнейшем импортере зерна, так как работа этой структуры стала нерентабельной. «Мы не способны конкурировать с Россией», — жалуется представитель Американской пшеничной ассоциации Стив Мерсер.

Останавливаться на достигнутом наша страна не собирается. По словам главы Минсельхоза Александра Ткачева, в нынешнем году Россия увеличила зарубежные продажи на 25% и экспортировала более 17 млн тонн зерна, из которых примерно 14 млн тонн пришлось на пшеницу (на 20% выше уровня экспорта прошлого года). Основным импортером в этом сезоне выступил вышеупомянутый Египет, который купил 2,7 млн тонн российской пшеницы.

Впрочем, эксперты видят не только позитив от нынешнего российского лидерства на зерновом рынке. По мнению председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимира Кашина, российские аграрии должны постепенно уходить от роли сырьевого придатка и нацеливаться на переработку, которая может привести к системному и существенному росту доходной составляющей.

Как считает главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Василий Узун, «снижение мировых цен на зерно, вызванное ростом объемов поставок из нашей страны, неизбежно приведет к падению стоимости злаковых культур внутри России».

«Не стоит забывать, что для крестьянина перепроизводство представляет гораздо большую проблему, нежели неурожай», — полагает директор совхоза имени Ленина Павел Грудинин. Отрицательная динамика прогрессирует с каждым днем. По данным центра «Соэкон», профицит сырья уже привел к тому, что цены на продовольственную пшеницу (3-го класса) снизились с 10,5 тыс. до 8 тыс. рублей за тонну.

С одной стороны, можно порадоваться — предпосылок для подорожания хлеба и других продуктов не существует. С другой — цены, по которым посредники закупают зерно у аграрных хозяйств, значительно ниже биржевой стоимости этого товара: продовольственная пшеница при таких сделках приобретается по 6–6,5 тыс. рублей за тонну, что почти на треть дешевле, чем в 2016 году. Производители несут убытки, ведь выращивать пшеницу не так выгодно, как более низкие по себестоимости рожь и кукурузу.

«Для стабилизации положения в сельскохозяйственном секторе государству придется прибегнуть к зерновым интервенциям — закупке сырья у аграриев по фиксированным ценам», — уверен Василий Узун. В этой связи могут возникнуть определенные проблемы. Во-первых, вырастут финансовые затраты государства. Во-вторых, недостаток зерновых хранилищ, а также дефицит перерабатывающих мощностей грозят привести к снижению востребованности российских злаков на мировом рынке. «Россия в этом случае будет вынуждена экспортировать зерно тем странам, которые обладают масштабными перерабатывающими производствами и могут изготавливать субпродукты в неограниченных количествах, извлекая из этого дополнительную прибыль», — считает Узун.

Источник