Главная » Экономика » Повышение тарифов ЖКХ с 1 июля стало чревато судебными исками

Повышение тарифов ЖКХ с 1 июля стало чревато судебными исками


C 1 июля текущего года тарифы на жилищно-коммунальные услуги должны проиндексировать на 4%. В Минэкономразвития отмечают, что такой рост сумм в жировках не превысит уровень прогнозируемой инфляции. Между тем потребители считают индексацию тарифов мерой неоправданной. 90% населения страны убеждены, что стоимость не соответствует качеству предоставляемых коммунальщиками услуг. Верховный суд РФ встал на сторону граждан и разрешил требовать денежного возмещения морального вреда.

Повышение цен на газ, воду, электроэнергию и прочие блага цивилизации происходит в России регулярно. В сентябре 2016 года власть имущие сообщили, что последующие три года в стране будет увеличиваться стоимость услуг ЖКХ: в текущем году в среднем на 4,9%, в 2018-ом — на 4,4%, в 2019 году — на 4,1%. Но даже несмотря на некоторое снижение цифр, граждане продолжают негодовать и задаваться вопросом: почему платим больше, а качество жилищно-коммунальных услуг по прежнему далеко от идеала.

Правительство РФ еще в ноябре прошлого года утвердило индексы изменения вносимой россиянами платы за коммунальные услуги по субъектам РФ. Согласно документу рост тарифов на услуги ЖКХ во втором полугодии 2017 года в среднем составит: в Республике Саха (Якутия) и в Камчатском крае — 6%, а в Кемеровской области цены будут увеличены на 5,9%. Минимальный рост тарифов произойдет в Северной Осетии-Алании 2,5% и в Кабардино-Балкарской Республике — 3,3%.

В июне текущего года замминистра экономического развития Николай Подгузов сообщил, что с 1 июля тарифы на жилищно-коммунальные услуги будут проиндексированы, но не превысят уровень прогнозируемой инфляции в 4%. Чиновник отметил, что такое решение было принято ФАС.

Обычно практика с повышением тарифов на услуги ЖКХ происходит следующим образом: власти принимают основополагающее решение под контролем Федеральной антимонопольной службы и с учетом методики «инфляция минус», то есть повышение всей тарифной сетки не должно превышать уровня индекса потребительских цен.

«Для каждого из регионов на уровне распоряжения правительства РФ установлен определенный уровень, выше которого тарифы не могут быть увеличены. Например, для Санкт-Петербурга и для Якутии – 6%. Для регионов с относительно низким уровнем доходов населения «точка отсечения» составляет около 3,3-3,4%. Эти цифры означают, что ниже этого уровня регионы не могут индексировать тарифы. Выше могут, но это необходимо детально обосновать. Финальный размер роста тарифов устанавливается на уровне региональных политиков и ведомств, — рассказывает «МК» Анна Бодрова, старший аналитик Альпари. — Средние 4% в этом году будут равняться показателю роста тарифов за 2016 год, то есть с точки зрения цифр тут нет никакого противоречия».

В то время как управленцы решали, до какой отметки им стоит поднять тарифы, Счетная палата РФ спросила у жителей России как они оценивают обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). В онлайн-соцопросе, который был проведен с 1 февраля по 2 мая 2017 года, приняли участие 3,2 тыс граждан из более чем 60 субъектов РФ. Результаты показали, что качеством ЖКУ не удовлетворены 46,8% опрошенных. В число самых недовольных вошли жители Архангельской, Брянской, Воронежской, Ивановской, Самарской, Мурманской, Новгородской областей, Приморского и Краснодарского краев, республик Карелии и Коми. 88,9% респондентов убеждены, что цена оказываемых услуг не соответствует их качеству. Согласно опросу 87,6% жителей нашей страны утверждают, что сумма в жировках за ЖКУ не снизилась даже после проведенного капремонта.

Население как было недовольно стоимостью и качеством услуг ЖКХ, так и останется, считает Анна Бодрова. «Это палка о двух концах. С одной стороны, не хватает регулирования, жестких рамок ответственности и преследований за отмывание денег, а с другой – население банальным образом не может платить больше, потому что доходы катастрофически падают». Естественно, что в регионах повышение тарифов будет разным, так как состояние инфраструктуры и организация работы отличается друг от друга, говорит Дмитрий Баранов, ведущий эксперт ГК «Финам Менеджмент». «Понятно, что качество услуг ЖКХ постепенно меняется, но ждать резкого повышения удовлетворённости потребителей не стоит, оно будет происходить постепенно», — подчеркнул он.

К слову, 13 июня Верховный суд РФ по вопросам о судебных спорах в сфере ЖКХ официально разрешил жильцам, которых не устраивает качество предоставляемых коммунальщиками услуг, требовать материального возмещения морального вреда. Не исключено, что количество исковых заявлений в суд от разгневанных граждан резко возрастет.

Источник