Главная » Экономика » Минстрой запутает всех: сократят ли тарифные планы сумму в платежках ЖКХ

Минстрой запутает всех: сократят ли тарифные планы сумму в платежках ЖКХ


Министерство строительства и ЖКХ РФ намерено до конца мая внести в правительство предложения о введении индивидуальных тарифов для оплаты жилищно-коммунальных услуг. Потребителям предложат самим выбрать удобную модель как минимум из трех возможных вариантов, исходя из времени потребления ресурса, объема и прочих факторов: «Эконом», «Стандарт» и «Все включено». Учитывая тот факт, что население по сей день не может толком разобраться в схеме начислений за коммунальные услуги, верится с трудом, что нововведение поможет сэкономить на оплате. Потребителям надлежит набраться терпения и приготовиться к очередным неразберихам в жировках. Эксперты не исключают, что внедрение новой схемы оплаты — реверанс в сторону ресурсоснабжающих организаций, а не помощь россиянам, чьи доходы растут в два раза медленнее тарифов.

Разработанные Минстроем России новые тарифные планы по оплате жилищно-коммунальных услуг подразумевают как минимум три варианта, заточенные под абсолютно разные типы людей.

Ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман считает, что простым жителям будет сложнее ориентироваться в этой и без того непростой сфере. «Планируется внедрить три тарифных плана. «Эконом» — минимальный фиксированный набор объёмов потребления услуг, — продолжил эксперт. — Сервис «Стандарт» близок к существующему порядку оплаты по фактическому потреблению. Наконец, пакет «Всё включено», даёт единую сумму платежа независимо от количества потреблённых услуг».

«Наверняка для пенсионеров будет льгота, для молодых будут более развиты Интернет и кабельное ТВ либо цифровое на повышенных скоростях», — предположил специалист департамента компании «Аналитика Онлайн» Николай Котов.

Однако рассуждать об этом пока рановато. Непонятно, на что в принципе направлена данная новация. «Для улучшения качества жизни — или же цель собрать побольше денег с незатейливых плательщиков, а с грамотными быть более аккуратными и осторожными», — продолжил эксперт.

Минстрой на данном этапе собирает информацию от участников рынка и интегрирует ее под свои задачи. Участники рынка не исключили, что есть и другой смысл в предложении ведомства. Например, разбить участки городов на сферы влияния той или иной управляющей компании в зависимости от специализации и основного направления. Но это лишь гипотеза. Есть и мнение, что по факту ничего не поменяется, а все затевается лишь для имитации бурной деятельности чиновников на новом сроке президента. «Лично я считаю, что кардинальных изменений, по крайней мере в лучшую сторону, в ближайшие пять лет ожидать не стоит», — резюмировал Котов.

Со временем внедрение тарифных планов будет нужно, но не в ближайшем будущем, отметила первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Светлана Разворотнева в разговоре с «МК». По ее мнению, в первую очередь необходимо навести порядок в расчетах. «Главный вопрос, с которым обращаются граждане в общественные приемные, — это непрозрачность и непонятность начисления платы за коммунальные услуги, — продолжила эксперт. — Только в половине домов в России установлены приборы учета воды и тепла. В то же время кто-то платит по нормативам, кто-то по показаниям счетчиков». Разворотнева рассказала и о ситуации с тарифами на тепло — самой расходной статьей. «Многие регионы приняли норму оплаты по одной  двенадцатой: берутся показания прошлого года и делятся на 12 месяцев, затем выставляется средний платеж, после чего он пересчитывается. Проверить, насколько правильно его посчитали, совершенно невозможно, тем более сопоставить с той температурой в трубах отопления, которая реально имела место», — подытожила она.

По словам эксперта, получается, что первоочередная задача — это выполнение закона «Об энергоэффективности», согласно которому приборы учета должны были стоять во всех домах и квартирах до 1 января 2012 года, что не выполнено до сих пор. Только после внедрения такой системы можно будет говорить о дифференциации и введении тарифных планов. Но Минстрой считает иначе. «Никакой возможной экономии ресурсов здесь не видно. Первоочередная задача — создание инфраструктуры прозрачных коммунальных расчетов. После можно экспериментировать с тарифными планами», — сказала Разворотнева.

Между тем, согласно свежему выпуску «Мониторинга экономической ситуации в РФ» РАНХиГС, тарифы на жилищно-коммунальные услуги в течение четырех лет росли вдвое быстрее доходов. Что касается задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги, то последние три года она растет угрожающими темпами. «В 2015 году она составила порядка 135 млрд рублей, в 2016-м — уже свыше 250 млрд рублей и более 600 млрд рублей в прошлом году», — отметил в разговоре с «МК» главный эксперт Центра аналитики и финансовых технологий Антон Быков.

Введение тарифных планов вряд ли позволит сократить эти цифры, зато рискует окончательно запутать потребителя.

Профиль члена Общественного совета при Минстрое РФ, председателя Комиссии по проектному финансированию Рифата Гарипова на forbes.ru можно увидеть по ссылке ранее. Там вы найдете различные статьи и материалы от автора.