Главная » Экономика » Виза Абрамовича: лондонский адвокат рассказал, как проверят деньги олигарха

Виза Абрамовича: лондонский адвокат рассказал, как проверят деньги олигарха


Вся Россия переживает: дадут ли Роману Абрамовичу британскую визу инвестора, сможет ли олигарх позавтракать в своем лондонском особняке, поужинать в загородном поместье, посидеть на матче родного «Челси», наконец? Ну ладно, Россия не переживает, просто интересно. Мы выяснили в Лондоне, как деньги миллиардера, вложенные в британскую экономику, будут проверять на чистоту.

Великобритания затянула продление «инвесторской» визы Абрамовича – и остается не ясным, продлят ли ее вообще. По новым правилам, потенциальный инвестор обязан не только доказать наличие у себя денег, но и законность их происхождения. Возможно, именно к этому пункту у британцев возникли вопросы. Между тем, Абрамович входит в двадцатку самых богатых людей Соединенного Королевства, а его «Челси» завоевывает один трофей за другим. Теперь же судьба активов олигарха становится такой же туманной, как Альбион.

Отсутствие Абрамовича на недавней игре «Челси» с «Манчестер Юнайтед» «теперь объясняется задержкой с ответом на его заявление о продлении визы инвестора», пишет The Guardian. Впрочем, и раньше олигарх пропускал некоторые важные домашние матчи — и никогда не ездил на игры в гостях.

The Guardian замечает: Абрамович давно делегировал повседневное управление своим клубом постоянно находящимся в Лондоне доверенным лицам – в частности, Марине Грановской, гражданке России и Канады, которая тесно сотрудничает с Абрамовичем больше 18 лет. Про нее пишут, что она участвует в переговорах по поводу трансферов и контрактов игроков, принимает участие в назначениях менеджеров…

Британская пресса гадает, что стало причиной визовых злоключений Абрамовича. Указывают и на «дело Скрипаля», еще более ухудшившее отношения Москвы и Лондона. Говорят и о более широкой борьбе с «грязными деньгами».

Так, 19 марта Палата общин обсудила вопрос об отмывании денежных средств в Великобритании. Правила получения инвесторской визы раскритиковали. Члены парламента вопрошали у представителей исполнительной власти, какие шаги предпринимаются, чтобы понять «чистоту» происхождения инвесторских денег. Депутат Уэс Стритинг заявил: многие визы Tier 1 Investor были выданы «русским в период, когда прочти не проводилось проверки их бэкграунда» – и поинтересовался, собирается ли правительство изучать и эти случаи.

У Романа Абрамовича как раз и была виза категории TIER 1 Investor, которую на 40 месяцев выдают за инвестиции более 2 млн. фунтов стерлингов в британскую экономику. Срок визы Абрамовича, по сообщению газеты The Guardian, истек еще в апреле.

Визы такого типа ввели в 2008-м в условиях финансового кризиса, чтобы привлечь иностранных инвесторов. До ноября 2014-го, чтобы претендовать на визу инвестора 1-го уровня, заявитель должен был иметь 1 млн. фунтов, потом сумму повысили до 2 млн. (инвестиции в недвижимость или средства, размещенные на обычных депозитах в банке, в расчет при этом не принимаются).

Для подачи заявления на визу Tier 1 (Investor) нужно, среди прочего, представить справки о тесте на туберкулез и о судимости-несудимости из любой страны, где заявитель провел год или больше за последние 10 лет.

С 1 сентября 2015-го ввели новые требования: инвестируемые фонды не должны быть приобретены с помощью незаконных в Великобритании средств. К тому же у власти должны быть уверены, что деньги не используют во вред «общественному благу».

При инвестировании собственных средств необходимо продемонстрировать, сколько имеется денег, где они хранятся, источник этих средств, а также возможность перевести деньги в Великобританию и конвертировать в британскую валюту.

Заявители обязаны при подаче заявления на визу открыть счет в британском банке, чтобы обеспечить комплексную проверку.

Всего, по данным Daily Mail, с 2008 года было выдано 3709 виз Tier 1 – из них россияне получили 807. Всего по этой схеме в Великобританию приехали 6482 члена семей (из России – 1549).

После изменений 2015 года, сообщает The Guardian, количество желающих получить «инвесторскую» визу упало на 84%. «Сейчас мы проводим дополнительные проверки инвесторов, которые въехали в Соединенное Королевство до проведения реформы», — заявил представитель Даунинг-стрит.

Страна получила право отказывать в предоставлении права на въезд инвесторам, которые не контролируют свои активы, получили их незаконным путем или «характер, поведение или связи любой третьей стороны, предоставляющей средства заявителю, таковы, что одобрение заявки повредит общественному благу».

Вот что сказано по этому поводу на сайте правительства Великобритании: «Если у нас будут разумные основания полагать, что заявитель попадает под один или несколько из вышеперечисленных критериев, мы можем не предоставлять визу». Что считать «разумными основаниями», остается, конечно, на усмотрение властей Соединенного Королевства.

Британское правительство не уточняет, как именно заявитель должен доказать законность происхождения своих активов, отмечая лишь, что в нестандартных случаях посольство может затребовать любые дополнительные документы и провести их проверку.

«Бывает, что нашим клиентам отказывают в предоставлении визы TIER 1 (investor), но не часто, — рассказал «МК» миграционный адвокат лондонской фирмы по предоставлению визовых услуг Василий Клюев. — За последние полгода — ни разу.

Фактически, требования представить документы о законности происхождения средств заявителя не существует в миграционных документах. Проверка этого критерия переложена на плечи банков.

По новым правилам, заявитель, который подает на визу инвестора в Великобритании, должен предоставить документы о том, что у него открыт инвестиционный счет в одном из банков на территории Соединенного Королевства. Банки, имеющие лицензию на открытие подобных счетов, должны проверить будущего клиента и гарантировать, что источники происхождения его средств их устраивают. Сам заявитель предоставляет все необходимые документы на стадии открытия счета в банке.

Если же заявитель не подает на визу, а продлевает ее, его виза действует на основании старых правил (то есть принятых до 2015 года — «МК»). В миграционном законодательстве прописано: если человек начал свою миграционную историю до внесения поправок, то старые правила продолжают для него действовать до тех пор, пока он либо не прекратил свою миграционную историю, либо не получил постоянное место жительства.

Те проверки, которые идут сейчас, проводятся по инициативе британского правительства, по их внутренним правилам, а не по миграционному законодательству, поэтому мы не можем сказать, какие именно документы они могут потребовать».

Хотя Роман Абрамович столкнется с вопросами о своем богатстве, в Лондоне считают, что в конечном итоге визу ему дадут, пишет Financial Times, цитируя неназванного высокопоставленного чиновника: «У вас должны быть очень сильные доказательства, чтобы сказать «нет».

«Мы не даем комментариев. Это личное дело», — заявил «МК» Джон Манн, представитель компании Millhouse Capital, управляющей инвестициями Абрамовича. В британском МВД также отказались давать какие-либо комментарии.

Из досье «МК»: чем владеет Абрамович в Великобритании

Роман Абрамович — тринадцатый в списке богатейших людей Великобритании с состоянием 9,3 млрд. фунтов стерлингов, согласно данным Sunday Times. По оценке издания, один из крупнейших активов олигарха в Великобритании — это 30% доля в компании «Евраз», зарегистрированной в Лондоне. Акции компании упали на 3,6% после новостей о проблемах с визой Абрамовича, компания оценивается в 7,25 млрд. фунтов стерлингов.

Кроме того, бизнесмену принадлежат роскошные поместья в престижном районе Лондона Kensington Palace Gardens и в восточном Сассексе. Sunday Times также уточняет, что многие из его семи детей постоянно живут в Великобритании.

Но в Соединенном Королевстве Абрамович больше известен как владелец футбольного клуба «Челси», который он приобрел в 2003 году за 60 млн. фунтов стерлингов. Как пишет Daily Mirror, за 15 лет в клуб было вложено не менее 750 млн. фунтов, благодаря чему он стал одним из самых успешных в стране.

По сведениям The Guardian, в последний раз самолет Абрамовича заметили в Лондоне 1 апреля. А на публику он выходил в начале мая в Швейцарии — в суде по делу о задолженности перед базирующимся в Лондоне банком EBRD. Эта судебная битва тянется уже 19 лет: банк требует от Абрамовича уплатить 46 млн. швейцарских франков, которые были предоставлены ныне обанкротившейся фирме «Руинком», зарегистрированной в Швейцарии. Сообщается также, что частный самолет Абрамовича видели 8 мая в Ницце.

Читайте наши новости первыми — добавьте «МК» в любимые источники.

Источник