Главная » Экономика » Укладка труб как новый вид спорта: кому нужен «Северный поток — 3»

Укладка труб как новый вид спорта: кому нужен «Северный поток — 3»


Не успев приступить к созданию скандального газопровода «Северный поток — 2», «Газпром» заявил о готовности проложить в Европу еще один экспортный маршрут, который без излишней фантазии окрестил «Северный поток — 3». Такая инициатива вызвала бурю возражений со стороны Киева, обвинившего российскую монополию в «прокладке ненужных труб». Возмущение Украины объяснимо — она хочет сохранить транзит российского газа по своей территории. Однако независимые эксперты также сомневаются в необходимости дополнительного трубопровода и утверждают, что экспортное топливо, которое будет поступать по этой ветке, окажется не востребовано в Европе.

фото: nord-stream2.com

О том, что «Газпром» не исключает возможности строительства «Северного потока — 3» — дополнительного газового маршрута из России в ЕС — рассказал замглавы монополии Александр Медведев. «У нас есть подтвержденные запасы. Если Европа заявит о своей потребности и будет готова подписать контракты, то потребуются новые газотранспортные проекты. Например, «Северный поток — 3», — подчеркнул он.

В позиции «Газпрома» есть логика. Европа практически исчерпала собственные запасы газа. Так, в январе правительство Нидерландов приняло решение сократить к 2022 году добычу на некогда крупнейшем голландском месторождении Гронинген вдвое — до 12 млрд кубометров в год. Еще несколько лет назад годовое производство на Гронингене доходило до 50 млрд кубов. По словам премьер-министра Нидерландов Марка Рютте, к 2030 году добыча на этом месторождении будет полностью прекращена.

По словам директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, тенденции к падению добычи наблюдаются так же и на норвежских месторождениях в Северном море, хотя темпы сокращения производства в этих провинциях не так критичны, как в Голландии.

Тем не менее, пока возможность создания «Северного потока — 3» эксперты рассматривают исключительно с гипотетической точки зрения. «Газпром» еще не приступил к строительству трубопровода «Северный поток — 2». Сейчас компания ждет разрешения от Стокгольма на прокладку ветки в шведских водах Северного моря. Кроме того, этот проект подвергается жестокому прессингу со стороны США, которые планируют в ближайшие годы приступить в поставкам собственного газа на европейский рынок и вытеснить тем самым с него российское топливо.

Украина также выступает против «Северного потока — 2». Ведь после ввода этого трубопровода в эксплуатацию, Киев практически полностью потеряет контроль над транзитом российского газа в Европу и лишится ежегодного дохода в $2 млрд. Заявление о возможности строительства «Северного потока — 3» вызвало ураган отрицательных эмоций со стороны «Нафтогаза». «В России появился новый вид спорта — укладка ненужных труб», — так в украинской компании прокомментировали слова Медведева. Ранее коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко заявил, что прекращение транзита российского газа через украинскую территорию чревато чуть ли не военным конфликтом между Москвой и Киевом.

Между тем, экономический конфликт уже давно происходит — в европейских судах рассматривается сразу несколько исков, которые «Газпром» и «Нафтогаз» инициировали в отношении друг друга. По ряду из них уже вынесены решения, причем, в основном, в пользу Киева. Впрочем, «Газпром» и не исключает частичного сохранения транзита через Незалежную. Для продолжения поставок по украинскому маршруту монополия требует подписания дополнительного соглашения с новыми контрактными условиями. Как полагает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин, «Газпрому» потребуются украинские трубы, хотя и в небольших объемах, так как в ряд европейских стран, например, в Италию, по альтернативным украинским трубопроводам через Балтийское море газ не сможет поступать чисто физически.

По мнению эксперта, «Газпрому» по силам обеспечить «голубым топливом» не только дополнительную экспортную трубу, но и еще «одну Европу». Российская компания вложила значительные инвестиции в подготовку к пуску в эксплуатацию значительного количества новых газовых промыслов. Потенциал роста добычи «Газпрома» доходит до 200 млрд кубометров в год. Однако спрос на газ в Старом Свете растет крайне медленно. «Это «мертвый» рынок. Развитие промышленности в Европе отстает от темпов роста добычи газа в России. На новые объемы нашего «голубого топлива» в обозримой перспективе просто не найдется покупателя. Вложения в еще один экспортный маршрут окажутся бесполезными. Они, скорее, необходимы для демонстрации активной работы управленческого аппарата «Газпрома», но не смогут пополнить российский бюджет», — уверен Крутихин.

Читайте наши новости первыми — добавьте «МК» в любимые источники.

Источник