Главная » Экономика » ФАС как последний оплот потребителя

ФАС как последний оплот потребителя


Обсуждение повышения тарифов РЖД проходит тихо, без громких скандалов. Хотя интересы бизнеса будут затронуты очень чувствительно, ведь транспортная составляющая зашита в стоимость большинства товаров. Основной объем грузов в России пока перевозится по железной дороге.

Для сравнения цифр напомним, что предприниматели в лице главы «Опоры России» Александра Калинина и сопредседателя «Деловой России» Алексея Репика обратились к Путину с жалобой на правительство, которое де-факто повысило налоговую нагрузку на бизнес в 2018 году на 100 миллиардов рублей. А, по словам главы РСПП Александра Шохина, вместе с налогом на имущество налоговая нагрузка возрастает на 175 миллиардов рублей.

Предложения РЖД по повышению тарифов на 2018 год также обложат бизнес, а в конечном итоге обычных потребителей, дополнительными поборами. Цены на грузовые перевозки должны вырасти следующим образом: на 4 процента в связи с инфляцией, на 2 процента за счет надбавки на ремонт путей и еще на 2 процента за счет инвестиционной надбавки, которая идет на обновление локомотивного парка и другие нужды.

Вопросы вызывают все три позиции. Как выяснилось в этом году, есть весьма существенная разница между целевой инфляцией, которую прогнозирует правительство в лице Министерства экономики, и той, которую фиксирует Росстат. Так, в 2017 году Росстат по данным на 13 ноября зафиксировал инфляцию в 2,5-2,6 процента. Получается, что РЖД получило дополнительно с потребителей около полутора процентов. То есть бизнес переплатил. И никто эти деньги возвращать не собирается. Никто в правительстве не рассматривает это как то, что взяли с бизнеса больше положенного.

2-процентная надбавка на ремонт путей вводилась сроком на один год. Но она очень понравилась в РЖД, и монополия бьется за ее продление.

2-процентная инвестиционная надбавка вроде бы оправданна. Но как она расходуется — остается вопросом. Руководство РЖД рапортует о росте финансовых показателей. Что ж, финансовые показатели будут улучшаться, даже если не будет расти эффективность перевозок и производительность труда. Просто потребитель заплатит больше.

В этой ситуации сопротивляется только ФАС, пытаясь оставить аппетиты РЖД в рамках приличий. ФАС выступает против продления 2% надбавки на ремонт путей, которая вводилась на один год. Есть опасения у финансового блока правительства и ЦБ, которые вполне обоснованно считают, что повышение тарифов РЖД на 8%, при том что целевой показатель на следующий год 4%, может привести к раскручиванию инфляционной спирали.

Этот год запомнился жалобами потребителей на нехватку вагонов, ростом арендных ставок на вагоны, жалобами отечественных угольных ТЭЦ из-за высоких ж/д тарифов на перевозку угля. При этом транспортировка угля, идущего на экспорт, часто дотируется РЖД. Получается, российские потребители электроэнергии и тепла, произведенных на отечественных ТЭЦ, работающих на дорогом угле, субсидируют производство энергии в Китае, Корее, Японии, произведенной из более дешевого российского угля?

Но РЖД важно решить свои вопросы, в чем их поддержал Минтранс. Дополнительные 2% — это около 25 млрд руб. Складывается впечатление, что они нужны для того, чтобы улучшить видимый баланс компании и в итоге взять взаймы еще больше денег. Сегодня, 22 ноября, проходит встреча Артемьева и Белозерова, на которой за закрытыми дверями оппоненты попытаются договориться перед предстоящим утверждением тарифов на заседании правительства в начале декабря. И если будет принят вариант 8% роста тарифов, то бюджет РЖД, безусловно, выиграет от этого. Но от такого проявления «корпоративного эгоизма» проиграют другие отрасли экономики.

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*