Главная » Экономика » «Черные дыры»: деньги российских олигархов закопают на райских островах

«Черные дыры»: деньги российских олигархов закопают на райских островах


«И может собственных офшоров земля российская рождать», — наверняка воскликнул бы Михайло Ломоносов, перенесись он в Госдуму наших дней, где депутаты во втором чтении приняла пакет законопроектов о создании в стране специальных административных районов (САР). За этой аббревиатурой скрываются «налоговые гавани», которые власти решили создать внутри страны — так сказать, для домашнего пользования. Вероятнее всего, уже с осени ими станут два острова — Октябрьский в Калининградской области и Русский в Приморском крае.

САРы стали побочным детищем «войны санкций», которую ведет против России Вашингтон. После серьезного ужесточения ограничительных мер в отношении российского бизнеса, принятого Минфином США в апреле текущего года, наше правительство предприняло ряд шагов для облегчения жизни отечественным олигархам, ставшим невольными жертвами геополитических битв.

Дабы «бедные» российские олигархи не почувствовали себя обделенными, и возникла идея воссоздать для них потерянный налоговый рай на Родине. По предложению авторов законопроекта, зарегистрировать компанию на территории САР можно будет всего за один день, при этом резиденты смогут рассчитывать на освобождение от уплаты налогов на прибыль, полученную за пределами РФ. Ну чем не райские условия? Не случайно глава Минэкономразвития Максим Орешкин, чье ведомство как раз и отвечает за создание САРов, уверен, что наши острова станут реальной альтернативой зарубежным офшорам. Приток инвестиций в САР, по оценкам авторов новации, может превысить $1 млрд.

Звучит все это прекрасно, однако идея восхитила далеко не всех обитателей властных коридоров. В частности, решительным против выступил Центробанк. ЦБ опасается, что на финансовой карте современной России появятся «черные дыры», сквозь которые практически легально будут утекать колоссальные суммы без всякой пользы для бюджета. И у регулятора есть на то все основания. Ведь по его оценкам, за прошлый год из России в офшоры убежало 42 млрд долларов или 2,5 трлн рублей. Это, как подсчитали аналитики ЦБ, вдвое превышает сумму, выделенную на образование и здравоохранение вместе взятые.

Но прошлогодние утечки происходили через зарубежные «налоговые раи», а тут мы хотим распахнуть дверь для них у себя дома. Тем более, что у России есть весьма памятный и печальный опыт создания внутренних офшоров. Первопроходцем здесь стала так называемая зона экономического благоприятствования «Ингушетия», открытая в 1994 году. Власти закавказской республики получили право сами определять порядок регистрации компаний в регионе, устанавливать для них налоги и собирать взносы бизнеса. Деньги в «зону благоприятствования» потекли рекой и все мимо федерального бюджета. Позже, подобный льготный режим пробили для себя власти Калмыкии и Мордовия. Примечательно, что именно эти два региона потом фигурировали в первом «деле ЮКОСа» — Федеральная налоговая служба посчитала, что нефтяная компания прятала там капиталы от налогообложения.

Те «зоны» были благополучно закрыты, но на их место уже в середине нулевых пришли новые — сначала особые экономические зоны (ОЭЗ), затем территории опережающего развития (ТОРы). Счет им шел на десятки, закачивались туда сотни миллиардов рублей, а на выходе, как определила Счетная палата РФ, вышел пшик.

Теперь же у этой «славной» истории вот-вот появится продолжение. Власти своими руками создают очередные «черные дыры» — причем в весьма непростых финансовых условиях экономики только-только начинающей отходить от тяжелого кризиса 2014-2016 годов. Именно поэтому так непросто двигался новый законопроект: лоббистские шаги его сторонников и противников невозможно было скрыть «под ковром».

18 июля законопроект все-таки был проголосован в первом чтении, несмотря на предшествующий отрицательный отзыв ЦБ. Затем появилась информация об откладывании второго чтения — того, где рассматриваются ключевые поправки — на осеннюю сессию. Потом просочилась информация о совещании у президента по данному вопросу, после чего был назван новый срок второго чтения — 25 июля. Уже в этот день стало известно о закрытом заседании профильного Комитета Госдумы по финансам, где не просто в срочном, а буквально в пожарном порядке рассматривались свежие правительственные поправки к скандальному законопроекту. Главное нововведение — резидентами САР смогут стать только иностранные юрлица. То есть, власти попытались хоть как-то в последний момент ограничить размер создаваемой ими «черной дыры» — хотя бы закрыть туда допуск российских юрлиц, избежав риска массовой миграции в САР бизнеса из других регионов страны. Хотя все прекрасно понимают, что главными пользователями будущих «раев» станут зарубежные компании, подконтрольные российским бизнесменам. Собственно, для них власти и стараются.

Только вот все эти старания могут на деле обернуться пустыми хлопотами. В беседах не под диктофон критики создания САР из числа депутатов и чиновников называют весьма веские причины того, что бизнес не «клюнет» на предлагаемую приманку. Хотя бы потому, что на большинстве зарубежных офшорных территорий дела ведутся и спорные ситуации решаются в соответствие с британским правом, которому доверяет бизнес по всему миру. А у нас, как не крути, все будет решаться по российскому законодательству, синонимом которого для бизнеса давно уже является пресловутое «басманное правосудие». То есть, сегодня тебя завлекают налоговыми льготами и особыми условиями, а завтра ветер переменится и ищи-свищи свои капиталы, зарытые на «райских островах»…

Да и с точки зрения противостояния санкциям — идея крайне сомнительная. Ведь американские законодатели, ратующие за расширение санкций, запросто могут распространить свои меры на все компании, работающие на российских островах. В этом случае домашний офшор станет абсолютно бессмысленной затеей.

Санкции . Хроника событий

Источник